Первое родительское собрание было на первой неделе обучения. Конечно же, было собрание и до поступления в школу, но о нем я ничего рассказать не могу, знаю только, что выдавали родителям список, что купить и как будет проходить праздник «первое сентября».
На сентябрьском собрании обсуждались общие вопросы: какая программа ждет детей в первом классе, какие будут уроки, и что на них будут изучать; что должны первоклашки усвоить на конец первого полугодия, и что должны знать в конце первого класса; давались рекомендации, как помогать деткам, и как не мешать им делать домашнюю работу самостоятельно.
Так же были выборы председателя родительского комитета и сам родительский комитет. Интересно, что во время выборов, учитель выходила из класса, а за честностью выборов следили 2 мамы из других классов. Председателем родительского комитета стала многодетная мама, у которой старшие дети ходят в эту же школу, и она сидит в декрете с младшей дочкой, не работает и у нее большой опыт в родительском комитете. Вот ее и попросили быть в нашем классе «главной». Поскольку многие дети ходили в один садик, мамы тоже знали друг друга не один год, и собрание было очень теплым и семейным.
Затем учитель нам показала, какие карандаши нужно приобретать в течение всего первого класса (очень интересная методика слогового чтения и письма у детей в первом классе – про это отдельно напишу) и какие еще дополнительные материалы купить. Все закупала учительница сама, мы только голосовали, нужно это заказывать или нет (конечно, все сказали, что нужно и голосовали всегда положительно). Все стоило в пределах 5-6 евро, но набралось довольно много и в конце собрания мы подсчитали, что в целом получается около 40 евро на ребенка. Самыми дорогими были учебники по английскому языку (учебник плюс тетрадь к нему около 20 евро). Все остальные учебники и рабочие тетради выдали в школе бесплатно.
Через пару дней мы получили такой счет, но мне кажется, что не все там указано
Одним словом, что карандаши и ручки тут очень специфические для начальной школы. Требования строгие и нужно иметь определенные письменные принадлежности и папки (детям и учителям удобно и быстро ориентироваться в тетрадках одного цвета, размера и формы). Отличаются у детей рюкзаки, пеналы, фляжки, а вот содержимое рюкзаков должно быть одинаковым.
Длилось собрание где-то полтора часа, на нем выдали еще много бумажек для родителей с информацией о предстоящих праздниках-мероприятиях в школе, и рекламными проспектами книг для чтения и детских издательствах. Так же выдали к каждому учебнику (математика и немецкий) по одному диску с логическими играми.
Второе собрание было в конце мая. О нем оповестили заранее.
Любое мероприятие, в том числе собрание, заметка об отмене какого-то урока или о других изменениях в школьной жизни, сопровождается «письмом». Дети приносят листочки формата А4. Начало такого послания всегда одинаковое: школа такая-то (полный адрес), число, обращение «Уважаемые\дорогие родители» и далее текст, например: в пятницу 26 июня в школе будет проходить День Спорта (день здоровья), занятия будут на воздухе, с 8 до 12, что с собой захватить, затем пожелание, чтобы родители пришли и провели день на природе с детьми и прочее, а в конце, «С уважением, и имя того, кто отвечает за праздник». А внизу опять стандартная часть, которую родители отрезают и передают ребенку в школу. Имя-фамилия ребенка, родителя, класс, и нужно поставить галочку\крестик – смогу придти, не смогу придти, или же приду и могу помочь в организаторской работе. Число и подпись. Еще всегда указана дата, до которой мы должны передать информацию в школу (как на фотографии вверху).
Мои дети уже разобрались в чем дело и сразу говорят – это еще можно не подписывать, а вот это прям срочно, до завтра нужно дать ответ. Такие «письма» дети приносят родителям очень часто – обычно раз в неделю, иногда 2-3 раза в неделю. Мы читаем, пишем «ответ», и ребенок несет в школу. Сначала нас удивляло, почему нельзя отправить по электронной почте все письма? Столько бумаги школа тратит на эти письма, но в Германии везде все печатается на бумаге и везде нужна подпись, что вы ознакомились с информацией.
В этом письме нам сообщали, что в школе будет проводиться стоматологическое обследование
Что-то я отвлеклась немного… Итак, второе родительское собрание было менее официальным и на него пришли 10 человек из 21. Меня это очень удивило, но как потом оказалось, все, что обсуждалось на собрании, через 2 дня дети принесли в печатном виде. Информация была о мероприятиях, летом каждую неделю какой-то праздник – выезд в лес, музыкальный фестиваль, летний карнавал, праздник по случаю окончания первого класса.
Так же учитель нам рассказала, что дети начинают писать в прописях, и скоро нужно будет писать специальной ручкой – такая ручка стоит от 7 до 20 евро.
«Я не хочу, чтобы…»
Следующим пунктом собрания стало объяснение методики разрешения конфликтов между детьми. Да, да, да… дети есть дети, и немецкие ребята, как и любые другие дети планеты, нередко пытаются решить проблему с помощью рук или же заигрываются настолько, что не могут остановиться, не смотря на просьбу друзей-товарищей. С самого первого дня у детей было много правил поведения — на уроке, на прогулке, вне уроков. Как сказала учительница, ребята все усвоили и теперь им дали более сложное задание. Если какой-то ребенок делает что-то такое, что его товарищу не нравится, нужно выставить ладошку вперед и сказать «Stop, ich will das nicht!», это можно перевести, как «Остановись, я не хочу, чтобы ты это делал!» И ребята должны перестать. На переменах дети бегают, играют в салки-догонялки, толкаются, но часто не знают, где пора бы уже остановиться, и их догонялки не приятны другому ребенку. Вот для этого у ребят есть правило «Стоп!» На уроках дети обыгрывают ситуации, дочки даже на сцене вызвались показать, как это выглядит со стороны, и наш класс активно готовится к этому мероприятию. Вот об этой методике нам учитель подробно рассказывала на собрании.
Хочу отметить, что общие собрания затрагивают темы исключительно касающиеся класса целиком, и ни в коем случае не обсуждается поведение или обучение отдельного ребенка.
Но, как же быть, если нужно обсудить успехи или проблемы в школе своего ребенка? Есть несколько вариантов – переписка или личные встречи.