Про поступление в немецкую начальную школу и «не первое сентября» можно прочитать в этой статье, а теперь про будние дни девочек в школе.
Здания и территория.
Наша школа состоит из 3-х строений. Первое здание — сама школа (с кабинетами), она соединена навесом со спортивным залом. А спортивный зал соединен еще с одним зданием – Концертный Холл (там устраиваются концерты для жителей города). Говорить о том, что в нашей школе просто приятно находиться долго не буду. Школа яркого цвета, с желтыми рамами и огромными окнами — в классах светло.
Всего в здании 3 этажа. На первом этаже: библиотека, кухня-столовая (где кушают дети, которые ходят на продленку, и там же проходят уроки кулинарии), и один кабинет для занятий \ мастер-классов для учителей. На этом же этаже большой актовый зал, в котором проходят уроки музыки или дети смотрят кино, встречаются с полицаями или пожарными. На этом же этаже есть большие туалеты (даже не знаю, зачем такие большие), на 16 кабинок. Туалеты очень чистые, с умывальниками, сушками для рук, и с бумажными полотенцами. И, как это ни удивительно, дети не разбрасывают бумагу! На окнах во всей школе нет штор! Электрические (внешние) жалюзи на каждом окне – идеально защищают от солнца и легко открываются-закрываются нажатием на кнопочку. На втором этаже находятся кабинеты для первых и вторых классов, а так же кабинет директора и учительская. На третьем этаже кабинеты для третьих и четвертых классов и небольшой зимний сад. Возле каждого класса вдоль стены висят крючочки для одежды и прикреплена к стене длинная скамейка.
Крючки все подписаны – у каждого ребенка по 2 крючка. На одном висит сумка с одеждой для спорта. Что касается сменной обуви (сменки) в школе, нет правила, что она должна быть у ребенка.Родители сами решают, переобуваться ли его ребенку в школе или нет. В нашем классе только одна девочка переобувается, в другом первом классе все дети переобуваются. Сменка остается в школе, ее не нужно забирать домой: либо висит в пакете, либо стоит на полу, либо на скамейке. Мы не переобуваемся в школе.
В здании со спортивным залом так же находится комната для продленки, есть помещения для хранения инвентаря (спортивного, развлекательного), а также есть 2 раздевалки (М и Ж) с душевыми и туалетами. В спортивном зале проходят все праздники, там есть сцена и все необходимое для праздников (музыкальные установки и специальный свет). Все, что касается праздников, спрятано за дверями по одной стороне зала (сколько метров этот зал, мне сложно сказать, но не меньше обычного спортзала в школе РФ). А все, что нужно для занятий спортом, лежит в конце зала в помещениях для спортинвентаря. Во время уроков атлетики (эти занятия посещают девочки после школы) в полу что-то вытаскивают и туда ставятся снаряды – штанги для прыжков и, что нужно для урока.
Когда все это ставится, никто не знает, но когда нужно этот зал превращается во все, что задумали организаторы. В концертном зале мы еще не были, но знаю точно, что там есть кафе. На территории школы есть большая площадка с дорожной разметкой и пешеходными переходами. Дети 3-х — 4-х классов изучают правила дорожного движения (приезжают инструктора из автошкол), и в 4 классе дети каждую неделю в сентябре — октябре по 2 урока ездят на велосипедах и сдают теоретический, а затем и практический экзамен на знание ПДД (правил дорожного движения). Так же на этой площадке дети гуляют во время перемен и во время продленки.
Как и у всех школ Германии у нашей школы есть своя парковка для велосипедов и самокатов, а так же парковка для учителей и отдельная парковка для родителей.
Перед школой есть довольно большое пространство, накрытое крышей – это место для прогулок во время дождя.
Так же вдоль стены, под навесом есть помещения, где хранится инвентарь для прогулок – немецкие каталки, ходули, и очень много разных прыгающих приспособлений, чтобы дети не стояли на месте ни минуты…. Иногда с них падают дети и расшибают ноги, руки, бывают и переломы (1 раз уже был у девочки из 4 класса). Так же во дворе есть теннисный стол с «сеткой», дети на перемене могут взять ракетки и поиграть (стол не пустует никогда).
Полгода плохая погода, или о прогулках и завтраках в школе…
Особо хочется отметить про прогулки в любую погоду в школах. Да, да, именно в любую погоду, ну разве что в шторм дети не гуляют на улице. После каждого урока дети выходят на улицу и гуляют 15-20 минут (разные перемены) и едят на улице свои завтраки.
Bewegungspause — подвижная перемена (гуляют дети на улице), Pause перемена (у нас тоже гуляют на улице), Stunde — урок.
В это время во всей школе открывают окна, и идет проветривание кабинетов. Мои дети говорят, что после прогулки в классе немного холодно. На площадке все классы перемешиваются, и, на мой взгляд, творится полный хаос. Между детей прогуливаются учителя, они не кучкуются по 2-3 учителя, чтобы поболтать, а именно прогуливаются и общаются с детьми из всех классов. На улице дети носятся, падают, рвут штаны и куртки (очень много приходится чего зашивать). Если ребенок упал и заплакал, к нему бегут ребята и дежурные врачи. Если ребенок не прореагировал на плач упавшего, то будет не очень приятно потом услышать, что ваш ребенок не помог своему товарищу и не удостоверился, что с ним все в порядке. Сами мы не сталкивались с такими разговорами о черствости наших детей, но об этом нам рассказывали наши друзья. Одним словом, нужно реагировать на проблемы других детей, пусть даже незнакомых. Все дети во всех классах дежурят по очереди. Из каждого класса каждый день назначается по 1 дежурному и т.к. в школе 8 классов, то 8 дежурных спешат на помощь с пластырем и бинтиком. Если дело идет о переломе (такое тоже было в нашей школе), то вызывается скорая помощь.
Что касается прогулок, то сначала я не могла понять смысла выходить из здания на 10-15 минут, ведь каждому ребенку нужно одеться, а дети это делают не так уж и быстро. Еще я полагала, что девочки будут ходить в школу красиво одетыми — в колготках и платьях, а такая одежда не очень подходит для прогулок осенью-зимой. И конечно, меня беспокоила проблема с обувью, если переобуваться, то на прогулку дети будут выходить последними, а если не переобуваться, то придется ходить в сапогах в школе… Долго я не могла привыкнуть к мысли о том, что если ребенок выйдет на улицу на 5-10-15 минут не в теплых сапогах, а в полуботинках, он не заболеет, а получит немного закалки. Тем более, ребенок не будет сидеть на одном месте и даже 15 минут на улице не страшны для здоровья детей. Но привыкла я к этому только к середине зимы, когда я увидела, что дети не болеют. Но и с мечтами о платьях мне пришлось попрощаться, т.к. девочки сказали, что в них им неудобно бегать и играть во дворе.
Еще один непонятный для меня момент, это отсутствие завтраков в школе. Точнее время для завтрака есть – 20 минут, на улице, а вот школьной еды нет. Дети приносят из дома еду в коробочке «дозе» и фляжку с водой, соком, чаем. Нам на собрании сказали, что питье должно быть не в бутылке, а именно во фляжке детской. Так же на территории школы нет ни одного автомата с едой или питьем, или перекусом — что мама дала утром с собой, то ребенок и есть. Конечно, дети делятся друг с другом и угощают одноклассников и учителей. А недавно мы узнали, что в 9 утра к школе подъезжает машинка с горячей выпечкой и дети могут что-то купить себе.
Теперь расскажу почему именно фляжка, а не пластиковая бутылка. Когда вы покупаете пластиковую бутылку 0.33 литра или 1.5 литра или 2 литра (неважно какой объем у бутылки), вы платите не только за содержимое – воду, сок, чай, а так же за саму пластиковую бутылку. Даже на ценнике стоят 2 цены – за содержимое и за саму тару. Вы дома выпили воду и потом в магазин относите пустую бутылку, и вам возвращают деньги – 25 центов за пластиковую бутылку. Тут даже не нужно писать о том, что бутылок пластиковых на улице не валяется, и каждый старается свои бутылки сам сдавать. Вот именно поэтому в школе у каждого должна быть своя фляжка – разноцветная, подписанная, а не безликая бутылочка, которая может затеряться среди других таких же. Но немцы люди прагматичные, так что долго на собрании родителям не объясняли, зачем нужны фляжки.
Совместные завтраки.
Сразу скажу, что идею совместно питания в классе 1 раз в месяц я вообще не понимаю. Ребята на переменах общаются и перекусывают вместе, и зачем 1 раз в месяц они должны один урок кушать вместе? Выглядит это так: мамы из родительского комитета приносят на урок еду на подносах (кашу, фрукты, овощи, сосиски, напитки) и раздают детям по тарелкам. Тарелки все приносят из дома пластиковые, но строго не одноразовые. И стаканчики пластиковые, но не одноразовые, вилки и ложки обычные. И дети кушают за своими столами и слушают сказку, которую им читает учитель или слушают музыку. Затем дети моют за собой посуду.
Зачем? Для меня это остается загадкой и по сей день….
Существуют такие завтраки, обеды или ужины и в офисах Германии. Но там все приносят свою еду и час кушают всем отделом за общим столом и разговаривают. Или начальник на всех покупает что-то сладкое, и отдел общается – это что-то из серии «тим-билдинга». Но во время таких совместных приемов пищи взрослые общаются, а дети-то сидят за партами и просто вместе кушают…
Кабинеты (классы).
Кабинеты все светлые – окна во всю стену (одну, как и в российских школах), рамы, как я уже сказала, желтые – очень радостные «солнечные», парты стоят в 3 ряда, дети сидят по двое или по одному (если очень отвлекается ребенок или мешает). Стол учителя, стоит отдельно и в том же углу, где обычно в российских школах – возле окна. Парты все регулируются по росту и наклону. Внизу под столешницей есть полочка, где лежат папочки и фломастеры, или что-то еще, что скажет учитель. Как и в российских школах на стене есть доска, которая также регулируется по высоте и всем детям удобно писать на ней (может и у нас такие есть, но я не видела). Доска обычная зелено-серая, она еще и магнитная и на ней всегда что-то интересное висит и привлекает внимание (может только мое?). Доска так же оборудована проекционным экраном (он вверху, не попал в кадр)
Стены кабинета все завешаны плакатами – обучающими и «воспитывающими».
В каждом классе стоят мусорные ведра – для пластика, для бумаги (дети вечно что-то мастерят и бумаги очень много улетает), биомусора.
Так же в классе есть раковина, мыло и бумажные полотенца.
С той стороны, где окна, внизу стоит огромный стеллаж до подоконника (во всю стену)и обычно он заполнен разными настольными играми, коробочками с пазлами и другими развивающими играми (в этот день соседний класс пришел и забрал половину игр)
С противоположной стороны стоит еще один стеллаж с дверками, это индивидуальные шкафчики для каждого ребенка – там лежат книжки, тетрадки и материалы, которые детям не нужно носить домой.
А на стеллажах с двух сторон стоят: подносы с песком, подносы с пластилином, закрытые «волшебные коробки», и много чего еще, но я не знаю, как их описать. Для чего они нужны? Для изучения букв и цифр – если ребенку проще запоминать что-то не зрительно, и не на слух, а тактильно, то он встает во время урока или перемены и рисует на песке или лепит букву их пластилина или ищет ее в волшебном мешочке или волшебной коробочке.
Так же можно обвести все буквы пальцами «окунув их в сухую краску» — лежат трафареты из бархатной бумаги, и дети просто обводят буквы пальцами.
За спинами детей стоят стеллажи с большими папками каждого ребенка – туда складываются тесты по языку и математике, и подшиваются все важные работы наших детей.
На свободных полках внизу, стоят книги и развивающие материалы для занятий – все стеллажи открытые и детям можно ВСЕ брать и пользоваться!
Так же у каждого ребенка есть коробка (из-под обуви), куда складываются творческие объемные работы. Дети носят клей и ножницы на все уроки, т.к. и на математике, и на немецком, и на природоведении (я так называю этот предмет об окружающем мире) нужны клей и ножницы. На одной из полочек так же лежат листы с разными ребусами, раскрасками, буквами, цифрами, словами – если ребенок раньше выполнил обязательное задание на уроке, то он может подойти и взять любой листик, и порешать или просто порисовать дополнительно. Мои дети очень любят «путанные дорожки» распутывать.
А этот маленький стеллаж нужен для сушки работ по рисованию или аппликациям!
Уборка школы.
Ооооо, это то, что меня шокировало в первую неделю, нашего посещения школы. Уроки в школе начинаются с 7.30 у 3-4 классов, и в 8.10 у первых и вторых классов, заканчиваются уроки в 12.30 и в 11.40 соответственно. И когда я приводила детей и забирала их из школы, я никогда не видела, чтобы в школе убирались, и свято верила, что после обеда приходит «тетя Клава» и быстро все убирает, ведь каждое утро класс был идеально убран. Но, когда мои дети стали ходить на продленку, я увидела КТО убирает нашу школу и КАК это делается. В 12.45 к школе подъезжает микроавтобус и 10 человек достают пылесосы, тряпки, моющие средства и идут убирать школу. Делают они все очень тщательно и, как выяснилось, моют парты с дезинфицирующими средствами каждый день. Так же в их обязанности входит менять все мыльные принадлежности и снабжать бумагой и салфетками туалеты. В нашей школе намного чище, чем в российских лечебных учреждениях…. (знаем, лежали в больницах…).
Так же в школе все окна или стеклянные двери часто украшены сезонными работами детей (снежинки, бабочки, грибы, листики).
«Экспозиции» часто обновляются, и тут, уж я была уверена, что скотч не отдерешь от окна и будет все заляпано, но «волшебные люди» всегда все оттирают и окна опять идеально чистые (как они это делают?).
А теперь ответ на вопрос, кто же эти «волшебные люди» — большинство из них — взрослые с синдромом Дауна и с другими незначительными проблемами. Все они воспитанные и всегда здороваются, прощаются и пытаются помочь. Как-то я стояла возле кабинета директора, хотела переговорить по поводу учебы детей, и тут подошла одна из девушек и сказала, что директор вышла и будет через 5 минут. Я не поняла, что она говорила и переспросила по-английски (сделала это автоматически), и как же я была шокирована тем, что она перевела свою фразу на английский язык! Но, я потом проверила, только 50% из клиннинговой службы могут немного говорить по-английски. Не стоит и говорить о том, что родители не убираются, не делают ремонт в школе и не шьют шторы. Уборка школы заканчивается в 15-15.30. И что интересно, дети после 12.30 ходят по школе свободно, у них проходят в школе кружки и дети, которые посещают продленку бегают в коридорах и никто никого не гоняет, что я тут мол уже помыла. Как у них так получается?
Учительница.
Нам повезло с учительницей! Фрау Бернер (Мелани Бернер) 31 год и она недавно закончила учебу в университете и на различных курсах (практика) и наш класс ее первый класс! Наша учительница очень образованная, говорит по-английски свободно, играет на фортепиано и гитаре, красиво рисует и поет как ангел! Дети нашего класса полюбили ее с первого дня, и у нас дома каждый день начинается и заканчивается рассказами про школу и Фрау Бернер. Я уверена, что девочки запомнят свою первую учительницу на всю жизнь! Она и строга в меру, и требовательна, но в тоже время любит детей и умеет с ними договориться. На уроках тихо и девочки очень боятся расстроить учителя невыполненным домашним заданием (хотя они ее не расстроят, но этого мы им пока не сообщаем.)
Доступность директора, учителя и всего персонала.
Кабинет директора расположен на втором этаже (где учатся первые и вторые классы). Каждое утро с 7.30 директор находится в школе и готова общаться с родителями. Всех родителей она знает по именам и фамилиям. Помнит где кто работает, и кто что любит. Вообще создается впечатление, что она заучивает о вас всю информацию, т.к. она помнила и про мои курсы немецкого и про то, куда я уже съездила и что я уже успела узнать о Германии, что я должна буду делать через месяц, и что любят кушать мои дети. Директор и секретарь работают в одном кабинете. Т.к. я часто захожу к директору (что же я там так часто делаю?), могу описать ее кабинет. Столы и стулья у директора и секретаря одинаковые, оборудован стол секретаря намного лучше, ну и правильно, бумажной работы у нее больше, я думаю. Так же в кабинете есть круглый стол с 4 стульями, если кто-то из родителей хочет поговорить, директор не садится за свой стол – она садится за этот столик с родителями – вроде как все равны. Кабинет всего 30 кв метров (я тут уже научилась измерять комнаты на глазок – пока искали квартиру). Директор доступна с 7.30 до 15.30, иногда и позже, но чаще всего к 16 она уже уезжает из школы. Фрау Рист, директор, всегда улыбается и ни разу не сказала о том, что что-то является проблемой или она не знает, сможет ли она решить какой-то вопрос или нет. Когда мы переехали в соседний город, нам нужно было рассказать в школе об изменении нашего адреса и уточнить, можем ли мы и теперь посещать эту школу. Все оказалось очень просто, мы сообщили новый адрес, секретарь подготовила письмо в городской совет образования, в котором говорилось, что родители просят оставить детей в этой же школе. Мы только подписали его, и секретарь сама отправила письмо. Нам же сказали, что через неделю нам домой придет письмо о том, что все хорошо, все довольны, что ваши дети остаются в прежней школе, и ни у кого не будет стресса. На деле вышло все немного иначе, но об этом подробно написано в этой статье.
Доступность учителя такая же, как и директора, если вам нужно что-то сообщить учителю, вы можете подойти в удобное для вас время (кроме уроков) и обсудить интересующий вас вопрос. Так же вы можете позвонить учителю или директору, или написать электронное письмо (этим мы тоже пользуемся иногда), все координаты вам даются при поступлении в школу. Если ребенок заболел, то достаточно позвонить утром в школу, секретарю и сообщить, что такой-то ребенок сегодня не придет (или на этой неделе). Если не предупредить, то в 9 утра вам позвонят из школы с вопросом, куда пропал ребенок. Мы не проверяли это на себе, но говорят, что если не позвонить, то потом вас пожурят, что так не хорошо и в школе все переживали.
Что касается общения с персоналом в школе, хочется отметить — о вашем ребенке не скажут ничего плохого или хорошего в присутствии других родителей! Вашего ребенка не будут сравнивать ни с кем, и ставить его в пример тоже. И о другом ребенке вам не сообщат ничего, если только это не касается вас лично (например, ваши дети подрались). И если вы первый подошли к учителю или директору, никто не нарушает вашего разговора. Иногда мне неудобно бывает, когда директор долго меня спрашивает о моих делах и про учебу, а мама с ребенком стоит и вроде как ждет своей очереди для разговора, но директор всегда сначала закончит разговор со мной и только потом перейдет к другому родителю. Но, это же правило действует и в обратном порядке – сначала закончит разговор с другой мамой и только потом начнет разговор со мной.
Персонал продленки доступен с 7.10 до 16.15 (это время работы продленки, т.к. утром многие родители спешат на работу или учебу и детей можно отвезти в школу к 7.10 утра), так же есть телефонная связь и всегда можно узнать о своем ребенке интересующую вас информацию.
Одним словом, все, кто работают в школе, уделят вам столько времени, сколько потребуется, и постараются решить ваши вопросы в самые короткие сроки. Русскому человеку очень сложно бороться с собой и не начать «благодарить» всех вокруг за оказанную помощь. Так и хочется подойти к директору и учителям с подарком. Но это строго запрещено и если вы даже принесете коробку конфет или пакет с чем-то еще, то никто у вас это не возьмет.
Продленка.
В нашей школе продленка с 7.10 до 8.10 и с 11.40 до 16.15 – с понедельника по четверг и до 12.45 в пятницу. Утром дети идут в игровую и творческую зону продленки, это в том здании, где проходят спорт и выступления. В кабинете продленки есть 3 зоны: игровая, там стоят стеллажи с игрушками – лего, деревянные конструкторы, развивающие игрушки. Вторая зона, зона отдыха – там стоит диван, кресла и полки с книгами. Третья зона – зона творчества и настольных игр (моя любимая зона!!!), стоят огромные столы и стулья, на стеллажах цветная бумага, клей, ножницы, краски, нитки, иголки, бусины и все, что душе угодно для творчества! Пока одни дети на одной половине стола занимаются творчеством, другие дети играют в настольные игры (в игровой зоне тоже есть столы и там тоже можно играть в настольные игры). Утром в основном дети играют в лего, конструкторы и настольные игры, редко в 7 утра кого пробивает на творчество. В 8.05 детей отводят в основное здание школы (нужно пройти 30-40 метров) и начинаются уроки. В 11.40 заканчиваются уроки у первых классов и воспитатель забирает детей на вторую часть продленки. Дети либо гуляют на улице, либо идут в кабинет, где проходит утренняя продленка. В 12.30 приходят остальные дети, у которых больше уроков и все дети отправляются кушать. Еда на обед привозная (в 12.15 приезжает к школе машина и в больших емкостях двое мужчин заносят еду в кухню-столовую), обычно состоит из первого (супа), второго (макароны, рис, мясо, рыба, курица, картошка, морковь, горох, свекла листья салата), третьего – сладкое (пирожки, мороженое, йогурт), а из напитков вода, сок. Мои дети всегда сыты и говорят, что очень вкусно кормят. Так же как в моей школе в детстве, есть у ребят дежурство по столовой. Дети помогают воспитателям накрывать на столы: раскладывают столовые приборы, салфетки и ставят карточки с именами деток – каждый раз дети сидят на новых места и в новой компании. Ребята сидят по 6 человек. Теперь мои дети любят и дома накрывать на стол, всегда подкладывают салфетку под приборы. В столовой есть раковины, всегда есть мыло и бумажные полотенца. В 12.45 приходят дети и подходят к столу с кастрюльками и говорят, что они будут есть – выбор обычно из 2-3 блюд. Делают они все по очереди, сначала «первый стол» подходит, потом второй. Детям разрешается вести разговоры за едой, но не громко и не смеясь. Потом все встают и убирают посуду в посудомоечные машины. Обед длится около часа и в 13.30 дети идут гулять на улицу.
В 14.00 дети возвращаются в классы и делают домашнюю работу, 2 группы детей и у каждой группы свой учитель, который следит за выполнением ДЗ и за дисциплиной в классе. Всего у нас 5 воспитателей продленки. Они работают в разные дни, но 3 воспитателя продленки во второй половине дня всегда присутствуют. В 14.30 начинаются дополнительные мероприятия, кто-то идет на спорт, кто-то на музыку, хор или на урок по естествознанию. Кто не хочет посещать такие уроки, те остаются с воспитателем и занимаются творчеством или им читают книги, показывают фильмы в актовом зале. В 15.45 заканчиваются все занятия, и дети идут опять гулять. Продленка заканчивается в 16.15, детей либо забирают родители, либо их отводят на автобусную остановку, либо дети прощаются с воспитателями и идут сами домой.
Про прощание.
Когда дети уходят в конце учебного дня из класса, все должны попрощаться с учителем – каждый подходит к учителю и говорит: «До свидания!» или «До завтра!» и учитель старается поймать руку каждого ученика и попрощаться с ним. В соседнем классе, учительница стоит в дверях и каждому ребенку пожимает руку, и говорит что-то на прощание. (Однажды я оказалась невольным свидетелем прощания в соседнем классе. Мальчик не захотел подать руку учителю, тогда она обняла его и начала с ним разговаривать…Другие дети в это время стояли «в очереди». Через минуту ребенок уже с улыбкой шел из школы.). Тоже самое с продленкой – все дети подходят и за руку прощаются с воспитателями и те, в свою очередь, говорят что-то хорошее ребенку: ты молодец, буду скучать, до скорой встречи, отлично поработал, хорошо мы с тобой поиграли.