Система дисциплины в классе — солнце, туча и гроза.
С первого дня в школе в нашем классе действует система поощрения хорошего поведения и наказания плохого. Я не сразу рискнула описать ее, т.к. чтобы разобраться в тонкостях, пришлось долго собирать материал (рассказы детей о поведении ребят в классе 🙂 ).
Эта система касается только поведения ребят на уроках, а не знаний. В классе, возле доски, висит вот такая рамка, а на прищепках написаны имена детей. В начале каждого дня все детки «стоят» на солнышке. Если ребенок опоздал на урок, или ходит по классу во время урока, или болтает с соседом, или списывает у соседа и в других подобных случаях, прищепку с именем ребенка перемещают на тучу, т.е. предупреждают, что он ведет себя не хорошо. Если в течение дня он ведет себя опять плохо, то перемещают на грозу. Если и после грозы до ребенка не доходит, что нужно уже успокоиться, то его «выгоняют» из класса. Поскольку ребенка нельзя просто выгнать из класса, т.к. он должен находиться под присмотром взрослого, то ребенка отправляют в 4 класс – это такое наказание. Когда я узнала об этой системе на первом родительском собрании, я была уверена, что через неделю-две ребята перестанут думать о «солнышке-туче-грозе» и не будут переживать, если их туда «поставили». На деле оказалось, что система работает даже во втором классе. Весь секрет в том, что помимо наказания, и это самое важное, она дает поощрение!
Если ребенок 10 дней подряд стоит на солнышке, ему клеят специальный значок в тетрадку-дневник, а когда ребенок набирает 5 наклеек, то ему дарят подарок – мячик, ручку, ластик или что-то простое, но награждают при всем классе, и это самое важное. Но и это еще не все. Если весь класс вел себя хорошо в течение всего учебного дня, то в конце уроков учитель сажает в горшочек под тучей Цветочек. Если за неделю нет ни одного «шалуна», стоящего на туче или грозе, то собирается целый букет Цветов – аж 5 штук. И целый урок ребята играют в настольные игры. Конечно, собрать 5 цветов получается не каждую неделю, поэтому дети очень стараются не «подставлять» друг дружку. Да и учитель помогает ребятам как может: например, если утром ребенок провинился, но в течение дня больше не хулиганил, то его возвращают на солнышко, и у класса есть шанс заработать Цветочек.
В нашем классе есть дети, которые часто в первом классе стояли на туче или грозе, но вот во втором классе поведение уже наладилось. Конечно, не только благодаря системе, но и возрастным особенностям детей.